Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

­­­­­­­­

       
Продукты Региональной экспериментальной площадки 

Итоговый продукт деятельности экспериментальной площадки

Образовательная программа дошкольного образования: от проектирования к реализации.  Учебно-методическое пособие и методические материалы по сопровождению основной и адаптированной образовательных программ дошкольного образования при реализации ФГОС. 

Руководитель авторского коллектива: О.В. Солнцева

Аннотация на инновационный продукт

Учебно-методическое пособие и методические материалы являются результатом творческого сетевого сотрудничества педагогов дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга и раскрывают ключевые шаги проектирования и реализации образовательной программы дошкольного образования и обеспечивает методическую поддержку данных процессов. Пособие содержат методические рекомендации по проектированию разных частей программы, а также варианты спроектированных структурных частей основой и адаптированной образовательных программ дошкольного образования.Пособие адресовано методистам информационно-методических центров, заместителям руководителей по учебно-воспитательной работе, старшим воспитателям и педагогам дошкольных образовательных организаций, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей, преподавателям и слушателям курсов повышения квалификации.

Содержание 

Глава 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ (О.В. Солнцева) 

Глава 2. ОТ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (О.В. Солнцева) 

Глава 3. ТЕХНОЛОГИЯ КОНКРЕТИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (Е.В. Коренева-Леонтьева, Е.В. Купчикова, В.В. Митько, С.А. Сабурова, Л.Ю. Семенова, О.В. Солнцева) 

Глава 4. МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (Е.В. Коренева-Леонтьева, С.Л. Кривецкая, Е.В. Купчикова, В.В. Митько, С.А. Сабурова, Л.Ю. Семенова, О.В. Солнцева) 

Глава 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Е.В. Коренева-Леонтьева, С.Л. Кривецкая, Е.В. Купчикова, В.В. Митько, С.А. Сабурова, Л.Ю. Семенова, О.В. Солнцева)

Введение 

В учебно-методическом пособии представлены материалы по сопровождению основной и адаптированной образовательных программ дошкольного образования при реализации ФГОС. Ведущая идея учебно-методического пособия состоит в оказании дошкольным образовательным организациям методической поддержки в проектировании и реализации основной образовательной программы. Представленные методические материалы разработаны на основе основных положений учебно-методического пособия «Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования. Модель и методические рекомендации по проектированию на основе ФГОС» / Под науч. ред. О.В. Солнцевой, СПб.: Детство-Пресс, 2015, авторы Е.В. Коренева-Леонтьева, В.А. Новицкая, О.В. Солнцева и др.). 

При подготовке методических материалов авторы руководствовались тем, что проектирование основной образовательной программы является обязательным требованием к дошкольной образовательной организации. Данная задача является относительно новой для системы дошкольного образования, так как первый опыт разработки детскими садами образовательных программ стал накапливаться с 2010 года. Введение в действие ФГОС дошкольного образования в 2014 году существенно изменило требования к образовательным программам. Профессиональный стандарт «Педагог» нормативно закрепляет обобщенную трудовую функцию «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ». Это предопределило необходимость теоретической и практической разработки информационно-методической поддержки педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе участия в разработке образовательных программ и нахождения оптимального способа ее проектирования. Использование учебно-методического пособия способствует освоению и реализации педагогами трудовой функции Профессионального стандарта педагога (воспитателя) «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ», которая раскрыта в таких трудовых действиях, как: 

участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; 

 организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализу образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста; 

участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.Выделенные трудовые действия определяют важность включения каждого педагога в процессы проектирования и реализации основной образовательной программы детского сада, показывают необходимость регулярного обновления образовательных задач, содержания и технологий, выделенных в Программе в соответствии с возможностями, потребностями и интересами детей раннего и дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие обеспечивает успешное освоение и осуществление педагогами названных трудовых действий. Использование учебно-методического пособия позволяет разрешить ряд противоречий, сложившихся в системе дошкольного образования: 

противоречие между необходимостью разработки дошкольными организациями образовательной программы и недостаточно конкретизированными требованиями к данному документу в существующей нормативной базе; 

противоречие между новыми требованиями к качеству дошкольного образования, продиктованными ФГОС и отсутствием методической поддержки педагогов в реализации данных требований как на уровне проектирования программных документов, так и на уровне практической деятельности; 

противоречие между новизной языка написания современных нормативных документов и отсутствием понятийного словаря современного дошкольного образования, адресованного педагогам. 

Несмотря на то, что к 2016-2017 учебному году дошкольными образовательными организациями были спроектированы образовательные программы, в реализации данной задачи остался ряд типичных проблем: высокая степень формализованности программ, выражающаяся в простом переносе в текст программы ведущих положений ФГОС дошкольного образования, единообразие программ, отсутствие уникальности модели образовательной деятельности, с учетом особенностей образовательной организации, образовательных потребностей и интересов воспитанников, недостаточная ориентация на идеи социализации и индивидуализации ребенка.

Содержание пособия направлено на решение данных проблем в процессе разработки новых вариантов программ и совершенствования уже имеющихся.Методические материалы полностью адаптированы под запросы основных пользователей: педагогов дошкольного образования, руководителей дошкольных организаций, представителей методических служб разного уровня. Подход, предложенный в пособии может быть успешно реализован в детских садах с различной наполняемостью групп, инвариантность модели позволяет успешно использовать ее в разных регионах РФ.Универсальность алгоритма разработки образовательной программы, описанного в пособии, позволяет создавать основные и адаптированные образовательные программы для учреждений, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. 

В подготовке материалов культурных практик в Главе 5 принимали участие педагоги творческой группы дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга

Издательство: "Детство-Пресс".

Предполагаема дата выхода из печати: лето, 2017. 

Материалы конкурса инновационных продуктов 2016

Аннотация на инновационный продукт 

Инновационный продукт: учебно-методический комплект, включающий учебно-методическое пособие «Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования. Модель и методические рекомендации по проектированию на основе ФГОС» и сайт «Навигатор по образовательной программе дошкольного образования» (http://opdo-fgosdo.ru/). 

Ведущая идея инновационного продукта состоит в оказании дошкольным образовательным организациям методической и информационной поддержки в проектировании образовательной программы. Использование инновационного продукта способствует освоению и реализации педагогами трудовой функции Профессионального стандарта педагога (воспитателя) «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ». 

Проектирование образовательной программы дошкольного образования рассматривается как деятельность коллектива педагогов дошкольной образовательной организации по разработке комплекса основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерных программ, обеспечивающая условия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. 

Учебно-методическое пособие «Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования. Модель и методические рекомендации» содержит результаты научно-теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по проблеме проектирования основной и адаптированной образовательной программы дошкольного образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта. В пособии представлена Модель проектирования основной и адаптированной образовательных программ дошкольного образования, а также практический опыт реализации Модели. Представленные материалы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включают механизм проектирования, позволяющий увидеть новую логику построения образовательной программы, где системообразующим компонентом выступают группы образовательных достижений детей и на их основе проектируются остальные элементы программы. Модель раскрывает четкую последовательность действий педагогов в процессе проектирования образовательной программы, подробно представлен каждый шаг проектирования. 

Сайт «Навигатор по образовательной программе дошкольного образования» (http://opdo-fgosdo.ru/) носит инструментальный характер, является интерактивным средством методической поддержки педагогов в процессе участия в разработке основной образовательной программы. Сайт-навигатор позволяет найти ответы на актуальные вопросы, которые возникают при проектировании образовательной программы дошкольного образования, спроектировать образовательную программу, соответствующую ФГОС дошкольного образования и отражающую уникальность конкретной образовательной организации. Сайт обеспечивает навигацию по понятийному словарю ФГОС дошкольного образования; материалы, представленные на сайте, позволяет конструировать составные части программы за счет наличия методических материалов и примеров разработки материалов программы. Актуальность сайта обусловлена возможностью гибкого обновления материалов, оказанием непосредственной методической поддержки проектировщикам на основе возникающих вопросов и анализа типичных трудностей в проектировании образовательной программы. 

Части инновационного продукта носят взаимодополняющий характер. Могут использоваться совместно и самостоятельно, в зависимости от поставленных пользователями задач. 

Таким образом, инновационный продукт позволяет разрешить противоречия, сложившиеся в системе дошкольного образования.

Учебно-методический комплект адресован методистам информационно-методических центров, заместителям по учебно-воспитательной работе, старшим воспитателям и педагогам дошкольных образовательных организаций, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей, преподавателям и слушателям курсов повышения квалификации.

 

1 этап опытно-экспериментальной работы: 

1. Аналитический отчет («Проблема проектирования ООП ДО и АОП ДО ДОО, определение оптимальных подходов к их проектированию»).

 2. План-программа констатирующего эксперимента. 

2 этап опытно-экспериментальной работы: 

Основные продукты: 

1.Описание Моделей основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей 4-7 лет с ОВЗ (в группах компенсирующей направленности (диагноз: ТНР, ОНР)):«Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности». Модель и методические рекомендации. Авторский коллектив: Е.В. Коренева-Леонтьева, Е.В. Лебединец, В.А. Новицкая, О.В. Солнцева, С.М. Фишелева, Г.В. Шакурова. Научный редактор: О.В. Солнцева. 

Продукт готов к распространению, так как представляет собой учебно-методическое пособие, изданное в г. Санкт-Петербурге:

 1) пилотный тираж 500 экземпляров, объем 11,25 п.л., 181 стр. издательством «Экспресс» в марте 2015 года, 

 2) основной тираж "Детство-ПРЕСС": Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности. Модель и методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Солнцевой.- СПб.: "Детство-Пресс", 2015, 180 с.Тираж: 10.000.

 Учебно-методическое пособие содержит Модель основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной образовательной программы дошкольного образования с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В качестве базовой выступает Модель основной образовательной программы дошкольного образования. Модель адаптированной образовательной программы показывает, каким образом происходит адаптация основного содержания для детей с ТНР, ОНР и раскрывает механизм интеграции коррекционной работы в образовательную деятельность детского сада. Инновационный продукт раскрывает: 

  •  Специфику проектирования основных разделов ООП ДО и АОП ДО (целевой, содержательный, организационный) в соответствии с ФГОС дошкольного образования и предложенной системой методологических подходов к проектированию образовательной программы. Предложенная система методологических подходов впервые используется в указанном контексте и сочетании при проектировании образовательных программ дошкольного образования. 
  •  Последовательность шагов проектирования каждого из разделов образовательной программы с разъяснением особенностей их осуществления и обоснованием предлагаемого подхода. Предлагаемая последовательность шагов, их содержательное наполнение и обоснование является принципиально новым. 
  •  Особенности адаптации образовательного содержания основной программы при проектировании адаптированной программы с учетом подходов и особенностей организации коррекционной работы.Разработанные модели ООП ДО и АОП ДО и методические рекомендации по их проектированию содержат практические примеры, апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы. 

2. Сайт "Навигатор по образовательной программе дошкольного образования"

Опубликованы методические рекомендации за 2 года опытно-экспериментальной работы. Создан интерактивный словарь ФГОС дошкольного образования. Опубликованы проекты нормативно-правовых актов.

Дополнительные продукты: 

1) Методические рекомендации по изучению готовности педагогического коллектива к проектированию образовательной программы. 

2) Программы повышения квалификации педагогов:

 Программа повышения квалификации«Реализация основной образовательной программыв детском саду в условиях введения ФГОС»

Программа повышения квалификации по проектированию образовательной деятельности в содержательном разделе ООП ДО и АОП ДО: ПРОГРАММА ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «Проектирование основной образовательной программы детского сада: от цели до результата»  

3) Пакет мониторинговых материалов:

- психолого-педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка;

- мониторинг готовности педагогического коллектива к проектированию и реализации ООПДО; 

- мониторинг содержания образовательной деятельности по внедрению ООПДО;

- Мониторинг материально-технического и информационного обеспечения реализации ООП ДО; 

 - мониторинг условий реализации ООПДО для лиц с ОВЗ и инвалидов; 

- мониторинг финансово-экономических условий реализации ООПДО;

- мониторинг удовлетворенности родителей и лиц их замещающих образовательными услугами, предусмотренными ООПДО (вариант 2015-2016 уч.год)

 - мониторинг удовлетворенности родителей и лиц их замещающих образовательными услугами, предусмотренными ООПДО ( вариант 2014-2015 уч. год) 

- мониторинг готовности педагогов к психолого-педагогической диагностике образовательных результатов;

 

4) Проект индивидуальных образовательных маршрутов детей в рамках сопровождения основной образовательной программы и адаптивной образовательной программы ДО в группах компенсирующей направленности, диагноз ТНР, ОНР